Как правильно сделать отчет агента

Как правильно сделать отчет агента

25.08.17

Проводки по агентскому договору позволяют корректно отразить в учете операции агента и принципала. Кто, когда и какие счета бухучета применяет в данной ситуации, расскажем в нашей статье.

 

Как связаны условия агентского договора и бухгалтерские проводки?

Как наладить документооборот между агентом и принципалом?

Бухгалтерский учет у агента и принципала

Итоги

 

Как связаны условия агентского договора и бухгалтерские проводки?

Взаимоотношения сторон по агентскому договору не сводятся только к непосредственной покупке или продаже товаров (работ, услуг). Эффективное взаимодействие в паре принципал-агент невозможно:

без грамотного построения документооборота (включая обеспечение его полноты и своевременности); корректного применения бухсчетов при отражении операций по агентскому договору (для формирования и представления заинтересованным пользователям достоверной отчетности, а также для безошибочного исполнения налоговых обязательств).

Особенности бухпроводок сторон агентского договора напрямую зависят от его условий. Именно из договора бухгалтерскому персоналу агента и принципала необходимо узнать такие важные учетные нюансы, как:

действует ли агент от своего имени или от имени принципала; участвует ли он в расчетах; проходит ли товар через его склады; какие сроки и форма отчетности агента перед принципалом установлены и в каких временных рамках происходит утверждение отчета принципалом (или отказ в его принятии); алгоритм расчета агентского вознаграждения (в процентах, в твердой сумме и др.); нюансы получения вознаграждения (посредством удержания из полученных от контрагента сумм или отдельным перечислением от принципала); периодичность отчетности агента (по мере исполнения договора или после его завершения); иные важные особенности, способные повлиять на специфику бухучета и отчетности по агентскому договору.

Справиться с затруднениями по оформлению разнообразных хоздоговоров помогут размещенные на нашем сайте статьи и образцы:

Как наладить документооборот между агентом и принципалом?

Значение организации грамотного документооборота нельзя недооценивать, так как своевременно полученные и правильно составленные документы позволят:

подтвердить расходы и правомерность вычетов по НДС; доказать правоту в суде при возникновении споров между агентом и контрагентами.

Кроме агентского договора в комплект документов включаются:

оригиналы документов контрагента — договоров, накладных, счетов, актов и др. (если агент действует от имени принципала); копии вышеуказанных документов (если агент действует от своего имени); отчет агента вместе с подтверждающими его расходы документальными копиями; счета-фактуры на агентское вознаграждение; иные документы (подтверждающие выплату вознаграждения, иные расходы агента и т. д.).

Виды применяемых документов согласовываются сторонами агентского договора. В том числе отдельным приложением к договору прикладывается форма отчета агента — этому документу придается статус первичного, подтверждающего расходы принципала в виде:

агентского вознаграждения; возмещаемых агенту расходов.

О значении документооборота в деятельности хозяйствующего субъекта расскажут статьи и сообщения:

Бухгалтерский учет у агента и принципала

Для отражения в бухучете проводок по агентскому договору используются разные учетные схемы, позволяющие зафиксировать взаимоотношения сторон агентского договора в ситуации:

продажи агентом продукции (товаров, работ, услуг); закупочных посреднических операций.

Бухгалтерский учет у агента по агентскому договору и бухгалтерский учет агентских договоров у принципала представлены на рисунках:

Агентирование на продажу

Агентирование на продажу

Агентирование на покупку

Агентирование на покупку

Итоги

Чтобы не ошибиться с проводками по агентскому договору, необходимо изучить его условия — на основании каких документов отражать операции в учете, по каким алгоритмам рассчитывать агентское вознаграждение и пр.

Основной счет для отражения операций — 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в корреспонденции со счетами 51 (по платежам), 68/2 (по учету НДС), 44 (по принятию на учет приобретенных товаров) и т. д.

Последние статьи Пример списания ГСМ по путевым листамАкт приемки выполненных работ в строительстве — образецПлан счетов бухгалтерского учета на 2018 год (скачать)Акт приемки законченного строительством объекта (бланк)Нефинансовые активы в бюджетном учете - это… Последние сообщения с форума